Турист Дмитрий Садовенко (SadkoParis)
Дмитрий Садовенко
был 1 июня 2020 1:20
Фотоальбом

Золотое кольцо готических соборов - Нотр Дам де Шартр

NIKON D800, iPhone XS Max
0
Франция Май 2020

Золотое кольцо готических соборов – Нотр Дам де Шартр.

23 мая суббота 2020 год Шартр

Несколько недель назад очередное смягчение карантина и вот уже можно передвигаться свободно в радиусе 100 км от дома. По этому критерию Шартр подошёл мне идеально. На поезде добрался до Шартра за один час. Очень комфортно. В вагоне, в котором я ехал было пять пассажиров. Контролёры билеты не проверяют. Все в масках, я тоже. К ней привыкнуть не могу. Прибыл в Шартр в 9:30. От вокзала до центральной части города два шага. На улицах никого. В два часа дня, когда выйдет солнце, появятся люди, но это будет потом.

Кстати, на решётке собора объявление. Собор закрыт до лучших времён. Хотя через СМИ объявили, что церкви, мечети, синагоги, храмы уже можно открывать. Я очень расстроился, но после двух собор открыли. Тут же появилась очередь.

Ответственный за проведение этой спец операции (нужно пропустить в собор около 300 чел. за три часа, соблюдая все меры предосторожности), с внушительной связкой ключей в руках, радостно объяснил очереди, что собор открыт ТОЛЬКО ДЛЯ ВЕРУЮЩИХ и ТОЛЬКО ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОЛИТВЫ И ТОЛЬКО НЕ БОЛЕЕ 10 минут. Думаете, кто-то вышел из очереди? Вы плохо знаете людей! Они ещё больше сплотились вокруг решётки.

Никто в соборе (как в Лувре, в лучшие времена у Джоконды) не подгонял, но посетители вылетали из собора как пробки из бутылки плохого шампанского (чем сильнее вылетает, тем хуже шампанское). Мне пришлось поторопиться, поэтому не все фото оказались удачными. Заранее приношу свои извинения.

Золотое кольцо готических соборов или рукописи не горят!

Два самых известных собора Франции теперь объединяет одна общая судьба — пожар!

4 июня 1836 года за несколько часов и благодаря сильному ветру огонь уничтожил крышу собора. Причина возгорания — неосторожное обращение с огнём рабочих, которые ремонтировали крышу. 15 апреля 2019 по той же причине сгорает в огне крыша Собора Парижской Богоматери. История повторилась! Дважды как катастрофа! И в том и в другом случае сгорает перекрытие крыши, которое было создано еще в Средние века. Это был шедевр плотницкого искусства Франции того времени! Настоящее чудо! Потеря невосполнима! Увы, пожар в Шартре ничему не научил, снова наступаем на те же грабли.

Кстати, это был не первый пожар в Шартре, а последний (я надеюсь). Теперь перекрытия крыши выполнены из чугуна, а сама крыша из медных листов. Так что, она теперь точно не сгорит. Кажется, что вся история существования этого храма замешана на пожарах. Самый опасный месяц - июнь.

Июнь 1194 года. Гроза. Молния попадает в крышу и поджигает её. Огонь перебрасывается на соседние здания. Ночью квартал вокруг собора напоминает апокалипсис. На следующее утро от собора ничего не осталось. Бог с ним, с собором. Построим новый. Риза Божьей Матери, которая хранилась в соборе, что с ней? Глядя на пепелище, люди понимают, что такой пожар метал превращает в пыль., а тут ткань. О, чудо! Три дня спустя риза найдена. Три монаха спасли её, спустившись во время пожара в подземную крипту и там переждали пожар. Факт обретения ризы был оформлен очень эффектно и сильно повлиял на паству. Теперь надо было построить собор, который ещё не видел мир. Население города отдавало все для того, чтобы в рекордно короткое время построить собор.

Фото № 32 Витраж рассказывает о чудесах Божьей матери. Про финансировали выполнение этого витража мясники. Даты изготовления: 1205-1215. Из четырёх фрагментов витража – подлинный самый нижний, тот, который на фотографии. Это один из первых витражей посвящённый чудесам Богоматери. Первая «реклама» строящегося собора. Витраж уникальный в своём роде. Только в 1225 году была написана книга «О чудесах Божьей матери». В ней были описаны 32 чуда, совершенные Богоматерью.

а) Нижний круг: мясник на столе разделывает кусок красного мяса. Рядом два ученика обрабатывают каркас.

б) Слева: на телеге в собор везут мешки (чудо 10 и 12)

в) Центр: паломники молятся перед изображением Богородицы. Копилка готова принять пожертвования паломников. Исцелившийся показывает не нужную ему палку.

г) Справа паломники везут бочку с вином на стройку. Оно и понятно, тут без пол литры не обойтись. (чудо 11)

д) Сверху Богородица во славе. Сильно напоминает Нотр Дам де Бель Верьер.

Этот витраж, как убедительное доказательство моих слов по поводу эффекта от обретения ризы Божьей матери.

Приятного просмотра!

1 Самое важное в путешествии - это то, на фоне чего нужно сфотографироваться. В Шартре таких мест предостаточно. Вот одно из них, которое как-будто специально сделано для этого.
1 Самое важное в путешествии - это то, на фоне чего нужно сфотографироваться. В Шартре таких мест предостаточно. Вот одно из них, которое как-будто специально сделано для этого.
 2 С 1841 года крыша собора выполнена из медных листов. Со временем медь  окисляется и становится зеленоватого цвета. Никакого декора. Максимальная лаконичность, которая находится в удивительной гармонии с цветом камня. Как такое может быть???
2 С 1841 года крыша собора выполнена из медных листов. Со временем медь окисляется и становится зеленоватого цвета. Никакого декора. Максимальная лаконичность, которая находится в удивительной гармонии с цветом камня. Как такое может быть???
 3 Собор с фрагментом крепостной стены, которая окружала город.
3 Собор с фрагментом крепостной стены, которая окружала город.
4.  Левая башня называется «Новая башня» её начали строить первой в 1134.  Стиль-готический. Правая башня – «Старая башня». Начало строительства 1145.  Стиль-романский. Розетка была создана в 1215 году.  Круг вписан в квадрат – один из примеров геометрического совершенства. Над розеткой едва заметны  иудейские цари.
4. Левая башня называется «Новая башня» её начали строить первой в 1134. Стиль-готический. Правая башня – «Старая башня». Начало строительства 1145. Стиль-романский. Розетка была создана в 1215 году. Круг вписан в квадрат – один из примеров геометрического совершенства. Над розеткой едва заметны иудейские цари.
5. Северный фасад. Новая башня. Высота 115 метров. Череда (трёхэтажных!!!) арк бутанов, которые удерживают стены в вертикальном положении.
5. Северный фасад. Новая башня. Высота 115 метров. Череда (трёхэтажных!!!) арк бутанов, которые удерживают стены в вертикальном положении.
6. Южный фасад. Три портала (слева направо): портал Мучеников, портал Страшного суда, портал Исповедников. Вообще-то это традиционная тема западного фасада, но так как он уже был занят, решили перенести на юг.
6. Южный фасад. Три портала (слева направо): портал Мучеников, портал Страшного суда, портал Исповедников. Вообще-то это традиционная тема западного фасада, но так как он уже был занят, решили перенести на юг.
7. Северный фасад. Средневековые мастера дали себе иконографическую свободу, которая ставит в тупик многочисленных специалистов. Все «косяки» списывают на «самобытность» местной теологической школы. Здесь все есть символ, знак, пример…
7. Северный фасад. Средневековые мастера дали себе иконографическую свободу, которая ставит в тупик многочисленных специалистов. Все «косяки» списывают на «самобытность» местной теологической школы. Здесь все есть символ, знак, пример…
8. Кто бы мог подумать? Роден неоднократно возвращался к созерцанию этой фигуры и был ей восхищён и удивлён.  «Он по-прежнему здесь? Сколько ещё дней он будет тут?»  Подлинный ангел останется до 1974 года, а потом его спрячут внутрь – это копия. Похоже, что это самые старые солнечные часы города.
8. Кто бы мог подумать? Роден неоднократно возвращался к созерцанию этой фигуры и был ей восхищён и удивлён. «Он по-прежнему здесь? Сколько ещё дней он будет тут?» Подлинный ангел останется до 1974 года, а потом его спрячут внутрь – это копия. Похоже, что это самые старые солнечные часы города.
9. Внешний циферблат астрономических часов создан в 1520. Мастер Jehan de Beauce. Точность хода: плюс минус 40 минут. Солнечный собрат с другой стороны использовался для проверки хода этого механизма.
9. Внешний циферблат астрономических часов создан в 1520. Мастер Jehan de Beauce. Точность хода: плюс минус 40 минут. Солнечный собрат с другой стороны использовался для проверки хода этого механизма.
10. Центральный неф. Катедраль (собор) от слова кафедра (она слева) С кафедры проповедует эпископ.
10. Центральный неф. Катедраль (собор) от слова кафедра (она слева) С кафедры проповедует эпископ.
11. Алтарь в центре выполнен из серебра грузинским мастером Гуджи Амашукели. Собор обладает самой большой коллекцией литургических предметов, выполненных Гуджи. Северная розетка. Обратите внимание на площадь витражей! Они занимают, практически полностью, площадь стены. Витражи собору подарил Людовик Святой и его мать Бланш де Кастий.
11. Алтарь в центре выполнен из серебра грузинским мастером Гуджи Амашукели. Собор обладает самой большой коллекцией литургических предметов, выполненных Гуджи. Северная розетка. Обратите внимание на площадь витражей! Они занимают, практически полностью, площадь стены. Витражи собору подарил Людовик Святой и его мать Бланш де Кастий.
12. Центральный витраж: (сверху вниз) Богородица с младенцем, Сретение Богородицы с Елизаветой, Благовещение.
12. Центральный витраж: (сверху вниз) Богородица с младенцем, Сретение Богородицы с Елизаветой, Благовещение.
13. Богородица, храм до сих пор вызывают трепет у многочисленных паломников. (три - это уже много)
13. Богородица, храм до сих пор вызывают трепет у многочисленных паломников. (три - это уже много)
14. «Вознесение Божьей матери» скульптурная группа мастера Шарля Антуана Бридана/Bridan, 1767-1773 год. Он же является автором 8 барельефов, посвящённых Богородице.
14. «Вознесение Божьей матери» скульптурная группа мастера Шарля Антуана Бридана/Bridan, 1767-1773 год. Он же является автором 8 барельефов, посвящённых Богородице.
15. Вид из хоров на самую старую (1215) западную розетку. Сюжет: «Страшный суд».
15. Вид из хоров на самую старую (1215) западную розетку. Сюжет: «Страшный суд».
16. Стена, которая окружает хоры. Циферблат астрономических часов со знаками Зодиака. Мы с вами уверенно вошли к Близнецам.
16. Стена, которая окружает хоры. Циферблат астрономических часов со знаками Зодиака. Мы с вами уверенно вошли к Близнецам.
17. Ну, и чё делать будем? «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень»
17. Ну, и чё делать будем? «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень»
18. Снятие с креста, мастер Бридан.
18. Снятие с креста, мастер Бридан.
19. Орган «Буфет» (внешняя часть) 1546 год, но сам инструмент ультрасовременный.
19. Орган «Буфет» (внешняя часть) 1546 год, но сам инструмент ультрасовременный.
20. Икона «Покрова богородицы», XVIII век. Подарок русского паломника собору.
20. Икона «Покрова богородицы», XVIII век. Подарок русского паломника собору.
21. Богоматерь на столбе или чёрная Богородица. Начало XVI века. Вырезана из ореха, который со временем почернел. Когда-то перед Богородицей находилась огромная свеча весом в 100 кг. Она горела в течение всей службы.  Одно из трёх самых почитаемых изображений Богородицы в соборе. (в общей сложности изображений Богородицы более 170)
21. Богоматерь на столбе или чёрная Богородица. Начало XVI века. Вырезана из ореха, который со временем почернел. Когда-то перед Богородицей находилась огромная свеча весом в 100 кг. Она горела в течение всей службы. Одно из трёх самых почитаемых изображений Богородицы в соборе. (в общей сложности изображений Богородицы более 170)
22. Северная розетка посвящена Богородице. Справа и слева витражи с изображением геральдики Бланш де Кастий и французской монархии (на синем фоне золотые лилии).
22. Северная розетка посвящена Богородице. Справа и слева витражи с изображением геральдики Бланш де Кастий и французской монархии (на синем фоне золотые лилии).
23. Южная розетка «Иисус Христос во славе» (1224-1227).
23. Южная розетка «Иисус Христос во славе» (1224-1227).
24. Деталь южная розетка. (слева направо) Иеремия несёт Св. Люка, Исаия несёт Св. Матвея, Богородица с младенцем, Эзекиль несёт Св. Иоанна, Даниель несёт Св. Марсиа
24. Деталь южная розетка. (слева направо) Иеремия несёт Св. Люка, Исаия несёт Св. Матвея, Богородица с младенцем, Эзекиль несёт Св. Иоанна, Даниель несёт Св. Марсиа
25. В жёлтом – король на престоле. Рядом Св. Мартин, делящийся своим плащом.
25. В жёлтом – король на престоле. Рядом Св. Мартин, делящийся своим плащом.
26. Слева: Иисус Христос-благословляющий (коричневая туника), правее Жертвоприношение Исаака (Авраам в зелёном)
26. Слева: Иисус Христос-благословляющий (коричневая туника), правее Жертвоприношение Исаака (Авраам в зелёном)
27. Слева: Знаки Зодиаки и соответствующие им работы месяца. Справа: Житие Богородицы.
27. Слева: Знаки Зодиаки и соответствующие им работы месяца. Справа: Житие Богородицы.
28. Слева направо: Тройное искушение Иисуса Христа, Даниель, Св. Лорен (в жёлто-зелёном, в центре), Св. Этьен, два апостола, сидящие друг напротив друга.
28. Слева направо: Тройное искушение Иисуса Христа, Даниель, Св. Лорен (в жёлто-зелёном, в центре), Св. Этьен, два апостола, сидящие друг напротив друга.
29. Слева направо: Св. Кристоф и Св. Нисез, Св. Дионисий вручает хоругвь аббатства Жану Клеману де Метц, Св. Жервэ и Св. Протэ.
29. Слева направо: Св. Кристоф и Св. Нисез, Св. Дионисий вручает хоругвь аббатства Жану Клеману де Метц, Св. Жервэ и Св. Протэ.
30. Витраж «Житие Святого Любена». Витраж был профинансирован корпорацией виноделов. Судя по всему, виноделие процветало в регионе раз они были способны оплатить изготовление витража. Из 41 изображения 27 посвящены виноделию.  Самый известный витраж, после Нотр Дам де ла верьер. Витраж даёт представление о том, какое место занимали меценаты в строительстве собора.
30. Витраж «Житие Святого Любена». Витраж был профинансирован корпорацией виноделов. Судя по всему, виноделие процветало в регионе раз они были способны оплатить изготовление витража. Из 41 изображения 27 посвящены виноделию. Самый известный витраж, после Нотр Дам де ла верьер. Витраж даёт представление о том, какое место занимали меценаты в строительстве собора.
31. Деталь витража «Житие Св. Любена» Дегустируем прямо из бочки.
31. Деталь витража «Житие Св. Любена» Дегустируем прямо из бочки.
32. Витраж «О чудесах Богоматери Шартрской», фрагмент (1205-1215) этот фрагмент ровесник собора. Более подробные комментарии смотри в начале. Витраж оплатила корпорация мясников.
32. Витраж «О чудесах Богоматери Шартрской», фрагмент (1205-1215) этот фрагмент ровесник собора. Более подробные комментарии смотри в начале. Витраж оплатила корпорация мясников.
33. Фрагмент витража «Житие Карла Великого»
33. Фрагмент витража «Житие Карла Великого»
34. В дарохранительнице - фрагмент платы Пречистой Девы. Она была одета в неё в момент рождения Иисуса Христа.  Риза Богородицы – это подарок французского короля Карл Лысого собору в 867 году. С тех пор эта реликвия совершила много хорошего в том числе и само спаслась во время страшного пожара 1194 года.
34. В дарохранительнице - фрагмент платы Пречистой Девы. Она была одета в неё в момент рождения Иисуса Христа. Риза Богородицы – это подарок французского короля Карл Лысого собору в 867 году. С тех пор эта реликвия совершила много хорошего в том числе и само спаслась во время страшного пожара 1194 года.
35. Витраж Нотр Дам де ла Бель Верьер. Это – самый известный витраж собора. В прямом смысле неповторимый небесно-голубой цвет! В соборе 175 изображений Богородицы и три основных.
35. Витраж Нотр Дам де ла Бель Верьер. Это – самый известный витраж собора. В прямом смысле неповторимый небесно-голубой цвет! В соборе 175 изображений Богородицы и три основных.
36. Деталь витража «Нотр Дам де ла Бель верьер». XII век Ради чего стоит приехать...
36. Деталь витража «Нотр Дам де ла Бель верьер». XII век Ради чего стоит приехать...

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому